Семья и семейные ценности

"Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь и в живом отношении к которым растёт его душа и крепнет его дух: первообраз его матери, несущий любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца , дарующего питание, справедливость и разуме-
ние. Горе человеку , у которого в душе нет места для этих зиждительных и ведущих первообразов, этих живых символов и в то же время творческих источников духовной любви и духовной веры!"
И.А. Ильин

"Связь с отцом совершенно другая. Мать — это дом, из которого мы уходим, это природа , океан; отец не представляет никакого такого природного дома. Но он представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных человеческими руками, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец — это тот, кто учит ребёнка, как узнать дорогу в мир".
Эрих Фромм

Стратегия правильного воспитания
(основные принципы, которые помогут родителям понять, что и как необходимо воспитывать)

  1. Уважение к ребёнку как к личности. Деликатность.
    "В общении с ребёнком должна быть боязнь насилия, боязнь нарушить его свободу. Как хорошо, когда родители стремятся не ставить себя над ребёнком, а быть с ним. Взрослый ещё может защитится, а ребёнок - нет, он беззащитный. Поэтому должно быть бережное и чуткое отношение к нему, общение на расстоянии двух свобод"... (И. и М. Гриц)
  2. Значение настоящего.
    "Мы должны целиком повернуться к настоящему, к сегодняшнему дню ребёнка. Мы должны любить такого ребёнка, какой у нас есть, а не такого, каким он может (или не может) стать. (Г. Калинина)
  3. Значение поступка и возможность раскаивания.
    "Уже у младенцев необходимо воспитывать чувство ответственности за свои поступки и чувство долга. В детях, как и в родителях, должна жить боязнь греха, способность к покаянию, что начинается с простого "прости"за мелкие младенческие поступки. У детей должно быть чувство стыда за недолжные слова, поступки, чувства. Не одёргивайте ребёнка на каждом шагу, запрещая ему всё на свете. "Нельзя" должно быть немного, но твёрдо установленных, ибо если их много, то оно становятся невыполнимыми, а это порождает в детях непослушание". (Глеб Каледа)

Советы психолога родителям "Общение с ребёнком. Разрешение проблем"
1-я стадия. Услышьте проблему ребёнка, позвольте ему проговорить её.
После того как ребёнок убедился, что вы слышите его проблему, он гораздо и более готов услышать и вашу, а также принять участие в поисках совместного решения.

2-я стадия. Начинается с вопроса: "Как же нам быть?"
После этого надо обязательно дать возможность ребёнку предложить решение (или решения) первым и только затем предложить свои варианты. При этом ни одно, даже  самое неподходящее с вашей точки зрения предложение не отвергается с места.

3-я стадия. Оценка предложенных решений и выбор наилучшего.
Каждый вариант обсуждается совместно. "Стороны" уже знают интересы каждого участника и относятся к ним с уважением. Если в выборе лучшего решения участвует несколько человек, то "лучшим" считается то, которое принимается единодушно.

4-я стадия. Детализация принятого решения.
Предположим, все члены семьи, включая ребёнка, решили, что он уже "большой" и ему пора  самостоятельно вставать, завтракать и выходить в школу. Это освободит маму от ранних хлопот и даст ей возможность выспаться. Однако одного решения мало. Надо передать ребёнку будильник, научить им пользоваться. Может быть, в течении первых дней побыть с ним вместе: показать, где что лежит в холодильнике, как разогревать завтрак и т.п. По этому поводу можно даже заключить "двусторонний договор".

5-я стадия. Выполнение решения. Контроль.
Если ребёнку предстоит что-то делать регулярно (мыть посуду, покупать хлеб и т.д.), то на первых порах возможны и срывы. Не стоить пенять при каждой неудаче, лучше подождать несколько дней. В удобный момент, когда есть время у него и у вас и никто не раздражён, можно спросить: "Ну, как у нас идут дела? Получается ли?". Лучше, если о неудачах скажет сам ребёнок. Возможно, их будет слишком много. Тогда стоит уточнить: как он считает, в чём беда? Может быть, чего-то не учли, может быть, нужна какая-то помощь, или он бы предпочёл другое, более ответственное задание.

Как начать применять этот метод?

Начать лучше всего с общего разговора о нём в семье. Это хорошо делать, собравшись вместе, в стиле спокойной беседы.

Что здесь требует особого внимания?

Прежде всего, надо, чтобы вы действительно хотели идти навстречу интересам ребёнка! Предложенная "техника" лишь облегчает появление этого желания, но не заменяет его. Ваш главный помощник — активное слушание.

Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребёнка, острота назревающего конфликта отпадает. То, что вначале казалось "простым упрямством", становится заслуживающей внимания проблемой. И возникает готовность пойти навстречу.

Взаимодействие школы и семьи
(Нагнибеда Е.Е. учитель начальных классов)
  Семья и патриотическое воспитание
(Нагнибеда Е.Е. учитель начальных классов)
Папа, мама, я — здоровая семья!
Родители и учащиеся — участники концерта, посвящённого Дню Победы
Наши бабушки и прабабушки — дети военной поры